Правовой порядок оформления простоя
к списку инсайтов

Как грамотно оформить простой в связи с санкционной политикой?

Как грамотно оформить простой в связи с санкционной политикой?

По состоянию на конец марта 2022 г. сотни работодателей в связи с санкциями и приостановкой деятельности иностранных компаний в России столкнулись с фактической невозможностью продолжения полноценного функционирования и приняли решение об объявлении простоя. Введение простоя не так однозначно, как может показаться на первый взгляд, для юридически безопасного оформления простоя необходимо учитывать некоторые нюансы.

Согласно Трудовому кодексу РФ простой — это временная приостановка работы по причинам экономического, технологического, технического или организационного характера. Простой может возникнуть по вине работника, работодателя или по независящим от сторон обстоятельствам. Касательно санкционной политики нас интересуют простои по вине работодателя или по независящим от сторон причинам, поэтому в данной статье мы не будем рассматривать особенности простоя по вине работника.

Простой обусловлен, как правило, чрезвычайными обстоятельствами, возникшими внезапно, и является временной экстренной мерой, вызванной наличием объективных причин, в частности, невозможностью предоставления работодателем условий для осуществления трудовых функций своими работниками.

Простой может быть введен как для всей организации в целом, так и для конкретного подразделения или для конкретных должностей. При этом при приостановке деятельности всей организации необходимо уведомить органы службы занятости населения.

Введение простоя необходимо оформить приказом с указанием причины введения простоя, категории работников, на которых распространяется простой, срок простоя, вид простоя (по вине работника / работодателя или по независящим от них причинам), порядок оплаты простоя, информацию о необходимости присутствия на рабочем месте (по общему правилу введение простоя не освобождает работника от присутствия на рабочем месте). Работников необходимо ознакомить с приказом под роспись.

На период простоя необходимо сохранить за работниками зарплату, размер сохраненной зарплаты зависит от степени виновности Работника и Работодателя в возникновении простоя. Так, оплата простоя по вине работодателя составляет не менее 2/3 средней заработной платы работника. Если установлены причины, не зависящие от работодателя и работника, оплата простоя составляет не менее 2/3 должностного оклада или тарифной ставки, рассчитанных пропорционально времени простоя. Однако закон не запрещает оплачивать простой в повышенном размере, если финансовое положение работодателя позволяет это. Размер оплаты времени простоя необходимо зафиксировать в приказе.

В законодательстве отсутствует какое-либо пояснение о правилах соотнесения причин простоя с виновностью Работодателя, поэтому в каждом конкретном случае вопрос о причинах введения простоя необходимо решать с учетом всех факторов, послуживших основанием простоя. Поскольку работодатель часто заинтересован в уменьшении оплаты простоев, то он тяготеет обосновать введение простоя причинами, не зависящими от работодателя и работника. Однако работник может не согласиться с этим и обжаловать основание простоя или факт простоя в суде или обратиться в трудовую инспекцию. Работодатель должен быть готов к такому спору и иметь в наличии доказательства, подтверждающие, что простой обоснован и приостановка работы произошла вследствие внешних факторов, а не вины работодателя. 

При обжаловании простоя бремя доказывания правомерности простоя ложится на работодателя. 

Простой по независящим от сторон обстоятельствам может быть вызван, например, форс-мажором непредвиденного характера (аварии, стихийные бедствия и т.п.); нарушением контрагентами обязательств или сроков поставки, повлекших остановку производства; приостановлением деятельности поставщиков; отсутствием поставки сырья из-за рубежа в связи с прямым эмбарго на такое сырье и т.п. 

Простой по вине работодателя может быть вызван, например, нестабильным финансовым состоянием компании и невозможностью своевременно закупить сырье для производства; снижением продаж, отсутствием заказов и т.п. 

Окончание простоя оформляется аналогичным приказом, в котором указывается дата начала работы. Приказ должен быть доведен до сведения соответствующих работников. 


Ольга Антоненко, юрист по трудовому праву, ANCOR


Подробнее об услуге

ANCOR Corporate Websites
Загрузка...
Хочу в ANCOR!
Загрузка...
Заявка на услугу
Загрузка...
Logo ANCOR
Загрузка...
Logo ANCOR
Загрузка...
Logo ANCOR
Загрузка...