Гостинг работодателя или каждый на своем месте
В последнее время не утихают разговоры о тренде гостинга среди зумеров на рынке труда. Википедия нам дает следующее определение: го́стинг (от англ. ghosting; ghost «призрак») — это резкое прекращение каких-либо отношений без предупреждения и объяснения возможных на то причин, причем любых отношений. В данном случае мы рассмотрим взаимодействие сотрудника и работодателя.Давайте попробуем разобраться и сравним поколения Z (зумеры), Y (миллениалы) и X. Чтобы понять разницу между ними, нужно немного окунуться в социокультурные особенности и исторические события, в которых им пришлось расти и формировать свое отношения к окружающему их миру.
Поколение Х появилось после очень тяжелого периода в нашей истории (Великая Отечественная Война), и, конечно, иксы не были избалованы вниманием родителей, росли самостоятельными. Распад Советского Союза многих выбил из колеи стабильности и веры в завтрашний день. Поэтому иксы стали недоверчивы, обрели умение быстро приспосабливаться к переменам и мужественно переживать сложные времена. Если переложить все на отношение к работе, то получается следующая картина. Представители X заточены на упорную работу и не очень любят проявлять инициативу. Они не уверены в своем будущем и боятся неопределенности, поэтому страшатся потерять работу. Тем более, что многие из них строили свою карьеру с нуля, приложив действительно много сил и упорства. Иксы работают не ради большой цели «сделать мир лучше», не ради удовольствия и самореализации, а ради денег, карьерного роста и, главное, стабильности. Такой темп нередко становится причиной внутреннего выгорания. Именно поэтому иксы – прекрасные и ответственные исполнители, имеют амбиции расти, порой за счет своего личного времени.
Миллениалы (поколение Y) выросли в интересное время – период, когда в РФ хлынули западные компании и словосочетание «работаем по-западному» стало вожделением. Наши «игреки» постигали новую философию ведения бизнеса, выстраивания процессов, взаимоотношений с сослуживцами и начальством и заботы о сотрудниках. Стало возможным работать на себя, и предпринимательство прочно вошло в нашу жизнь. Стабильность в работе начала восприниматься как рутина, и на первый план вышло удовлетворение от работы. Поэтому свое место работы «игреки» рассматривают как временный этап, который дает возможность получить ценный опыт и новые навыки. Они легко меняют сферу деятельности и жертвуют стабильностью ради дела, которое приносит радость и удовольствие. Когда миллениалы выбирают место работы, прежде всего, они ориентируются на корпоративную культуру компании и ее отношение к сотруднику. Искренне считают важным, чтобы их внутренние ценности совпадали с ценностями работодателя.
И, наконец, зуммеры (поколение Z). Это поколение не видело времен лишения и дефицита. Они выросли в мире изобилия и спокойствия. Критично важным является то, что их окружающий мир — это цифровое пространство, где открыт быстрый доступ к любой информации из любой точки мира. На первый взгляд кажется, что это неоспоримый плюс, но из-за огромного инфопотока и его доступности, зуммеры совсем не склонны к дотошному, детальному анализу каких бы то ни было данных. Они не сидели сутками в библиотеке, не штудировали десятки книг в поисках ответов — все находилось в сети за несколько секунд. Это поколение очень внутренне хрупких, а внешне дерзких людей. Они зависимы от чужого мнения, при этом достаточно лояльно относятся к другим людям, их принципам, статусу, убеждениям. Их мир — социальные сети, там они самовыражаются, общаются. Конечно, у них развилось клиповое мышление. Они потребляют много информации, но очень маленькими порциями. При этом они безумно креативные ребята. Они смотрят на задачу порой под таким углом, что никому из предыдущих поколений точно не удалось бы. Зуммеров тяжело затащить в офисную рутину. Они хотят видеть мир, хотят иметь баланс в работе, саморазвитии и отдыхе. Их грааль — работа, которая будет приносить пользу. Они не терпимы к бюрократии и прекрасно могут выстроить личные границы. Стандартными механизмами удержания зуммеров не привлечь.
Именно среди зуммеров и стал популярен тренд гостинга. Как только они чувствуют нарушение своих личных границ, свобод или намек на офисную рутину, они просто уходят и не считают нужным ни с кем это обсуждать. Это их решение и точка. Их приоритеты и жизненные установки гораздо важнее корпоративных. Они готовы быстро и легко сменить работу в угоду своим ценностям. Зуммеры открыто смотрят на любые возможности и легко меняют вектор своего развития.
Безусловно, многие работодатели сейчас говорят о сложностях во взаимодействии с молодым поколением. Однако характер и поведение зуммеров логичны и закономерны. Это не их вина, лень или нежелание карьерного и профессионального развития. Просто нынешнее молодые специалисты хороши не в том, в чем были хороши представители поколений X и Y.
Напрашивается только один вывод, что каждый должен делать то, что у него получается лучше всего и занимать свое место в корпоративном мире. Если ваш зуммер креативит крутые посты в соцсети, классно записывает подкасты и умеет разговаривать с вашей аудиторией на их языке, зачем от него требовать обязательного посещения офиса или постоянно включенной камеры на созвонах? Работодателям остается только принимать новые правила игры и не требовать от молодых сотрудников обязательного соблюдения всех корпоративных норм и предписаний, которые не влияют на качество и эффективность работы.
Анна Мамонтова, руководитель отдела развития HR-бренда, ANCOR