Какие перспективы у специалистов по обучению в фарме в 2024 году?
Фармацевтический рынок всегда был и остается динамичным. Он может быть как устойчивым даже в самые острые периоды кризиса, предлагая новые рабочие места, так и может находиться в состоянии перманентных трансформаций.
Несмотря на неизбежные оптимизации и изменения структуры в новых реалиях рынка, работодатели продолжают найм сотрудников на роли в поддержке продаж – SFE функции, обучение и развитие персонала.
За текущий год минимум 18 фармацевтических компаний открывали набор на роли в обучении. Это интересная тенденция, поскольку даже в более устойчивые годы такие роли были достаточно редкими, на них приходился точечный поиск. Рост заинтересованности и потребности в тренерах обусловлен необходимостью развивать новые актуальные для современного мира навыки и компетенции у полевых сотрудников, а также ростом численности штата (так, например, отечественная фармацевтическая отрасль занимает новые ниши в терапии, выводит новые препараты на рынок). Помимо этого, порой уже устоявшейся команде не хватает новых подходов, «свежего взгляда» на обучение и развитие персонала, в связи с чем и появляются ставки.
Несмотря на то, что фармацевтический сегмент имеет свою определенную специфику продаж, мы наблюдаем тенденцию к гибкости в отношении критериев поиска соискателей: многие работодатели все чаще готовы рассматривать кандидатов без опыта работы в фармацевтической сфере (тренера из IT компаний, fmcg или банки – все те сферы, где есть обширная полевая структура, а также присутствуют разнообразие внутренних процессов и этичная корпоративная культура). Также работодатели предпочитают брать на работу опытных менеджеров-управленцев полевой команды медицинских представителей/менеджеров по ключевым клиентам, и обучать их под конкретные задачи компании, тем самым «взращивая» нужных сотрудников.
Еще одним неожиданным трендом для нас стал рост числа вакансий в функции SFE – 15 фармацевтических компаний в этом году открывали такие ставки. Опять же, на фоне ухода от глобального влияния головного офиса на рынок РФ, сотрудникам предстояло переносить данные и систему учета продаж на новые CRM-платформы – для этого требовался дополнительный ресурс. Также рост численности полевой структуры, изменения в подходе к промоции, релокация сотрудников – все эти факторы способствовали появлению новых вакансий.«Все эти новые тенденции, отчасти, связаны с нехваткой тренеров в отрасли фармы, готовых рассматривать какие-либо варианты. Как правило, такие сотрудники работают в компании подолгу, предпочитая совершенствовать текущую систему обучения и работать уже по «собственно-выстроенному» процессу. Исключением становится ситуация сокращений в компании – тогда такие специалисты вынуждено оказываются на рынке в поиске новой работы или же, дойдя до уровня «эксперта», предпочитают дальше развиваться в свободном консалтинге, не привязываясь к конкретной структуре», - Дарина Суравьева, консультант практики «Медицина и Фармация», ANCOR Recruitment.
Отечественная фармацевтическая отрасль также активно развивается в направлении Sales Force Effectiveness – многие производители только начинают внедрять такую роль в структуру и в целом в CRM-систему, в связи с чем оказываются в поиске опытных специалистов, которые смогут выстроить процесс с «нуля» и внедрить его в полевую структуру.
Хотелось бы отметить, что на количество вакансий, как и прежде, влияет и сезонность. Бывают периоды полного затишья на рынке или наоборот, бешенная активность в предложениях. Не всегда получается спрогнозировать появление новых интересных ролей или профильных заинтересованных кандидатов, но рынок все еще активен, даже с учетом текущей экономической ситуации. Кризис рождает новые возможности, поэтому предложения всегда есть и будут.
Дарина Суравьева, консультант практики «Медицина и Фармация», ANCOR Recruitment