Региональный рынок труда FMCG: интересные особенности и реалии
Рынок FMCG претерпел значительные изменения, вызванные в основном слияниями и поглощениями компаний, что привело к структурным изменениям в различных регионах. В результате этого процесса во многих компаниях наблюдается дублирование функций, что, в свою очередь, приводит к внутреннему конкурсу среди сотрудников объединённых организаций. Такая специфика в большей степени характерна для компаний и их филиалов в Южном, Приволжском округах, на Урале, а также в Центральной части России. В то же время в Сибири и на Дальнем Востоке ценность кадров и их экспертиза остаются высокими, что объясняет стабильность многих структур и сотрудников в этих регионах.
Ряд позиций в продажах оптимизировали, например, в дистрибьюторском канале (региональных представителей, сити-менеджеров, супервайзеров). Часть ролей поменяли фокус на работу с локальными и федеральными сетями. В связи с этим многие работодатели останавливают свой выбор на сотрудниках-универсалах, которые умеют считать стоки дистрибьюторов, вести переговоры и грамотно работать с продуктом на полке, согласно концепции 4Р.
«Изменения последних нескольких лет, конечно же, коснулись и рынка кандидатов. И в городах-миллионниках, и в небольших городах мы наблюдаем переток до 20% кандидатского поля в Москву и Санкт-Петербург. Желание переехать в основном связано со столичными возможностями и уровнем дохода. Многих не останавливают даже крупные домашние животные в виде нескольких котов по 10 кг, собак и игуан. Очень важен позитивный настрой работодателя на такие изменения», - Татьяна Черникова, старший консультант, ANCOR Recruitment.
Однако по нашим наблюдениям, около 5% из кандидатов, отправившихся покорять столицы, возвращаются обратно. Основные причины возврата – это возможность покупки квартиры или дома в родном регионе, привычный темп жизни и возможность работать удаленно. Еще одной региональной особенностью можно обозначить желание соискателей работать удаленно или иметь гибридный график. По их словам, это сокращает время на дорогу в офис, а также делает работу более эффективной. Хотя встречаются и те, для кого офис – это организованность, дисциплина, желание быть в тонусе и хорошо выглядеть, расширить круг ежедневного очного общения.
Что же мотивирует соискателей на сегодняшний день в регионах? В первую очередь – деньги. Зарплата – это основной мотиватор. Вторым по значимости мотиватором является наличие корпоративного автомобиля или конкурентоспособная компенсация за использование личного транспорта. Далее востребованы такие льготы, как ДМС, фитнес, дополнительные дни к основному отпуску. Этот список многие работодатели дополняют консультациями психолога, молодые кандидаты такую заботу приветствуют, однако она не является весомой причиной для выбора работодателя.
Коллектив и атмосфера также важны для сотрудников, и опять же это более значимо для молодого поколения соискателей. Если человек однажды обжегся и имеет неприятный опыт работы в коллективе, который его не принял (особенно если это текущий опыт), то все факторы материальной мотивации могут уйти на второй план. Тогда главным мотивирующим фактором становится здоровая атмосфера в коллективе. Кандидат не просто готов обсуждать предложения с уровнем заработной платы без прироста, но даже готов на некоторое снижение.
Хочется отметить, что в текущих реалиях многие работодатели перестали обращать внимание на возраст успешных и экспертных кандидатов, а также на неоконченное высшее образование. В процессе поиска и подбора сотрудника идет оценка профессиональных компетенций и личностных качеств соискателей.
Татьяна Черникова, старший консультант, ANCOR Recruitment