"Навыки глазами сотрудников и руководителей" - исследование ANCOR о hard, soft, digital skills
В мае-июне 2021 года международная стаффинговая группа ANCOR провела исследование о востребованности Hard, Soft и Digital навыков. В опросе приняли участие 373 руководителя и 4013 сотрудников. Было изучено, как компании проводят обучение сотрудников и оценивают его эффективность, какие навыки считают важнейшими и каких, по мнению руководителей, не хватает сотрудникам.
Зачем учить
«98% компаний, принявших участие в опросе, проводят обучение сотрудников, но лишь половина измеряет его эффективность. Это важный показатель, демонстрирующий насколько распространен стратегический подход к развитию персонала на российском рынке труда», - говорит Анна Дмитриева, руководитель практики HR-консалтинга, ANCOR Consulting.
Треть компаний проводит обучение сотрудников нерегулярно, по мере появления необходимости. Основные причины для внедрения обучения: обеспечение конкурентных преимуществ компании — 64%, необходимость внедрения новых технологий — 57%, карьерное развитие — 57%, для повышения лояльности к бренду работодателя – 28%.
Если говорить о позиции персонала, то 97% сотрудников считают, что работодатель должен предоставлять сотрудникам возможность прохождения обучения за счет компании. И две трети сотрудников – 66% рассматривают возможность обучения как важный фактор при выборе работодателя.
Soft, Hard или Digital?
Как работодатели, так и сотрудники наиболее важными считают Soft Skills. Однако при более подробном рассмотрении выясняется, что и те, и другие могут менее охотно вкладываться в их развитие. В наибольшей степени обе группы стремятся инвестировать в развитие Hard Skills. Также наблюдается рост потребности в Digital Skills: цифровые навыки приближаются по важности к Hard и Soft Skills и даже опережают «мягкие» по привлекательности инвестиций.
Сотрудники оценивают уровень своих Soft Skills выше, чем их руководители. Наибольший разрыв в оценке (0,8 балла по 5-ти бальной шкале) — у критического мышления и умения работать с информацией.
Наибольшее несоответствие навыков в целом потребностям компании отметили руководители IT-сектора. Заметный дефицит Digital Skills можно заметить, по результатам исследования, в здравоохранении. При этом сектор здравоохранения входит наряду с консалтингом и розничной торговлей в тройку отраслей с самыми высокими требованиями к цифровым компетенциям сотрудников. Респонденты из сферы строительства отметили, что Digital Skills для них менее актуальны и достаточно базовых навыков у сотрудников.
Образование решает проблему квалификации кадров?
51% руководителей считают внутреннее обучение сотрудников лучшим способом решения проблемы несоответствия навыков сотрудников потребностям бизнеса. 39% уверены, что выходом является автоматизация процессов. И 10% руководителей видят выход в привлечении новых более квалифицированных «готовых» сотрудников извне.
Как учить
Важности онлайн-образования растут: этот формат назвали предпочтительным 31% опрошенных. Еще 30% респондентов выступили за офлайн, 39% ответили, что формат не имеет значения. На первом месте среди ресурсов для прохождения обучения - специальные образовательные платформы. По результатам исследования видно, что в ближайшие несколько лет популярность образовательных платформ будет расти, в ближайшем будущем их планируют использовать более 70% опрошенных
Сотрудники и руководители солидарны в том, что навыки необходимо существенно обновлять хотя бы раз в три года для соответствия современным технологиям и потребностям компании. 53% руководителей считают оптимальным периодом 1—2 года.