Рынок труда в сфере моды и красоты, апрель 2022
Наше направление оказывает компаниям услуги по аутсорсингу продвижения продукции в торговых точках, мы ежедневно обсуждаем с клиентами обстановку на рынке труда торгового персонала.
Если говорить о фэшн-ритейле, индустрия замерла в ожидании. Большинство игроков удерживают сотрудников даже в условиях приостановки деятельности, сохраняя штат в надежде на скорое разрешение проблем. В закрытых магазинах персонал выполняет дополнительные задания от руководства, приводит в порядок то, на что не хватало времени в сезон, и ждет новостей. Но при всей сложности ситуации компании всеми доступными способами стараются избежать сокращения персонала. Многие международные бренды пока взяли таймаут до начала июня. Сейчас они реструктуризируют бизнес и решают вопросы поставок, чтобы продолжить работу на российском рынке. Некоторые уже даже планируют дальнейшие активности и озвучивают пожелания по количеству исполнителей на второе полугодие.
В рознице бьюти-сегмента дела обстоят более динамично. Мы связываем это с тем, что в данном секторе не так много монобрендовых торговых точек. Это позволяет им поддерживать работу и уровень продаж на оптимальном уровне, при необходимости заменяя отсутствующие наименования теми, что есть в наличии. Кроме того, бьюти-продукция не скоропортящаяся, и для нее всегда была характерна доставка грузов по земле. В итоге производители не сильно пострадали от санкционного давления на авиакластер, и торговые точки обеспечены достаточном количеством продукции. Отдельные иностранные бренды, испытывающие сложности с поставками из-за геополитических нюансов, находятся в поиске альтернативных вариантов поставок.
Основная проблема обусловлена волатильностью рубля. При этом торговые сети по продаже косметики и парфюмерии пока не готовы менять условия работы с поставщиками. А любая отсрочка платежей в такой ситуации грозит дополнительными убытками. В итоге производители прикладывают титанические усилия, но не могут сформировать последовательную ценовую политику, что потенциально ведет к оттоку покупателей. В формировании цен производители и импортеры бьюти-продукции стремятся учитывать изменения и не закладывать риски в конечную стоимость товара, чтоб не перекладывать таким образом бремя ситуации на покупателей. У нас есть кейсы, когда изменение цен происходит еженедельно.
Сейчас наши клиенты в бьюти-индустрии поставили на паузу вакансии, в том числе запланированные на весну под сезонный рост продаж. Но текущие сотрудники компаний, а также исполнители на проектах работают в штатном режиме. Увольнения сотрудников нет, все крайне остро ощущают дефицит кадров среди продавцов-консультантов. Нелояльность уволенного персонала вместе с антирекомендациями может сыграть «злую шутку» с работодателями, как только рыночная ситуация изменится.
Несмотря на возникающие сложности, мы продолжаем тесное сотрудничество и разрабатываем эффективные решения возникающих вопросов для наших клиентов. И, конечно, надеемся, что скоро данные отрасли вернутся к работе в обычном режиме и к выполнению своих планов продаж на 2022.
Анна Щурова, руководитель направления “Аутсорсинг торгового маркетинга”, ANCOR