Как мотивировать персонал в кризисные времена
На сегодняшний день рынок труда крайне нестабилен: организационные изменения, бизнес-трансформации, простой, заморозка найма персонала, уход западных компаний. В такой ситуации важно поддерживать сотрудников различными способами.Конечно, в практике управления персоналом активно используются подходы, которые берут свое начало из психологии. Например, в период турбулентности отлично подойдет применение такого инструмента, как работа с эффективностью рабочих команд. Этот подход основывается на результатах исследования известного британского консультанта по менеджменту Рэймонда Мередит Белбина.
Суть заключается в том, что при помощи различных инструментов оценки личностных черт человека можно определить его склонности играть определенную роль в команде. Это научный подход отлично адаптируется для нужд бизнеса и активно используется как руководителями, так и HR-менеджерами в кризисных ситуациях, требующих определённых оптимизаций в компании и, в том числе, среди сотрудников. Руководители формируют проектные команды с учетом этих ролей и могут впоследствии легко оценивать командную эффективность: какой роли не хватает, где какого игрока нужно добавить, чтобы коллектив работал более продуктивно и слаженно.
Тестирование сотрудников — это еще один эффективный инструмент, чтобы оценить, что именно важно для персонала. Например, тест ANCOR на оценку мотивации персонала поможет понять факторы, оказывающие наибольшее влияние на работу специалистов. Также можно провести с персоналом глубинные интервью, но это дорогостоящий и затратный по времени и ресурсам процесс, совершенно неоправданный в случае с рядовыми сотрудниками. Так что онлайн-тестирование постепенно становиться «золотым стандартом» для решения подобных задач.
Еще один подход в практике HR и менеджеров основан на психологической предпосылке о том, что у человека есть естественная потребность в «зеркале». Это необходимо, чтобы оценить себя со стороны, лучше понять свои сильные и слабые стороны, в каком направлении развиваться. HR-специалисты взяли эту практику на вооружение и стали активно использовать при управлении и мотивации сотрудников, особенно в кризисные моменты.
В случае с менеджерами этот механизм трансформировался в так называемый performance review. Это регулярные сессии с руководителем, обратная связь по эффективности, по компетенциям, по взаимодействию. Они способствуют развитию персонала, помогают сотрудникам осознать свою значимость в компании и возможности дальнейшего развития, несмотря на внешние сложности. В этом инструменте есть мощная мотивационная составляющая, так как это возможность открытого диалога сотрудника с руководством, способ заявить о своих страхах, опасениях, потребностях и пожеланиях.
Необходимо учитывать то, что людям всегда важна информация в моменты изменений. Каждый сотрудник задается вопросами: «А что будет завтра? Мне нужно искать новую работу или нет? Коснется ли это нашей компании? Лично меня? Что будет дальше?».Сотрудников пугает неизвестность и неопределенность, главное в данном случае - не молчать и быть открытым к диалогу: отвечать на вопросы по принципу «как есть», обозначать позицию компании, рассказывать об изменениях в компании и на рынке труда, интересоваться состоянием и эмоциональным фоном сотрудников, избегать дискуссий о происходящем вовне, предложить психологическую помощь.
Юлия Подоксенова, директор ANCOR Consulting