Российский рынок труда в фуд-ритейле, март 2022
Продуктовый ритейл сейчас сосредоточен на удержании цен на социально значимые продукты, а также на пополнении запасов на складах в условиях текущих проблем с логистикой и повышенным спросом на определенные продукты. По утверждению участников рынка, которые звучат и в прессе, товарных резервов у крупных компаний хватит примерно на 4-6 месяцев, дальше этого срока планирование не идет.В последние годы сети продуктовой розницы очень активно развивались, прирастали новыми торговыми точками и занимались активным наймом сотрудников. Сейчас спрос на линейный персонал не падает, проблема нехватки продавцов и кассиров не исчезла. Если говорить о так называемых «офисных» позициях, в марте мы наблюдали замораживание вакансий, связанных с планами на развитие, и реализацию инвестиционных проектов.
По текущим офисным позициям в начале месяца торговые сети постарались сократить объем рекрутмента, передаваемый провайдерам, и усилить собственный подбор кадров. Однако сейчас постепенно клиенты возвращают вакансии в работу подрядчикам, начиная пока с ключевых или особенно сложных позиций. Причину мы видим в том, что на рынке кандидатов не произошло позитивных для работодателей сдвигов. Соискатели стали гораздо более настороженными в вопросах смены работы. При этом высвобождения и сокращения сотрудников нет, несмотря на череду заявлений со стороны международных компаний в прессе. Работодатели стремятся к тому, чтобы сохранить штат: продолжают платить зарплату, отправляют людей в оплачиваемый отпуск или простой, предоставляют возможности корпоративного обучения. Хороших и даже «средних» работников на рынке очень мало.
Также на фоне общего дефицита кадров и возможностей в текущей ситуации крупные операторы продуктовой розницы «Магнит» и «Пятерочка» заявляли в СМИ, что готовы рассматривать на вакантные рабочие места соискателей из других отраслей, а также беженцев и мигрантов.
Екатерина Петрова, руководитель практики «Розница и индустрия гостеприимства», ANCOR