Менеджеры по проектным продажам: в чем сложность поиска и как закрыть потребность в таких специалистах на рынке строительных материалов
Менеджеры по проектным продажам - это, пожалуй, самая востребованная позиция у производителей и дистрибуторов строительных материалов. Она постоянно в топе и «не выходит из моды» вне зависимости от сезона и ситуации на рынке. Кто же такой проектный менеджер и почему спрос на таких специалистов стабильно высокий?
Продажа материалов на строительные объекты – это уникальный канал продаж, присущий только рынку строительных материалов и оборудования.
-
Одной из главных его особенностей является долгий цикл реализации сделки. Менеджеры закладывают продукцию на стадии проектной документации через проектные организации. Отслеживают ее реализацию на этапе строительства, взаимодействуя с заказчиками, девелоперами, подрядными организациями. Сделка в среднем длится от полугода до двух лет, а может и дольше.
-
Вторая особенность – это то, что продажи в этом канале не строятся по определенным правилам, следуя которым можно добиться успеха. Это всегда импровизация, «джаз», если хотите.
-
Ну и третье – это техническая составляющая. Успешный менеджер чаще всего имеет техническое (в идеале строительное) образование и технический бэкграунд.
Из этих особенностей вытекают и сложности поиска и найма:
-
Кандидат с техническим образованием должен иметь мотивацию развиваться в продажах.
-
Он должен быть «гибким» и обучаемым, уметь быстро реагировать на изменения, ориентироваться на результат. Однако при этом быстрого результата здесь не будет в силу специфики канала.
-
И еще одно редкое качество, которым должен обладать успешный кандидат – это способность одинаково эффективно вести переговоры как с прорабом на стройке, так и с топ-менеджером компании заказчика.
Таких универсальных специалистов не так много. Это рождает конкуренцию и, как следствие, рост заработных плат. В сравнении с 2022 годом уровень оклада проектных менеджеров увеличился на 50–70%. Безусловно, уровень дохода должен соответствовать рынку, но бесконечно подогревать ожидания кандидатов тоже не выход.
В ANCOR есть выделенная команда, специализирующаяся на рынке строительных материалов и оборудования. В работе всегда есть несколько таких позиций от разных заказчиков, поэтому поиск мы ведем постоянно. У нас есть база кандидатов, с которыми мы поддерживаем контакт и, конечно, обновляем ее на регулярной основе.
Рекомендации, которые мы можем дать компаниям, заинтересованным в найме таких специалистов:
-
Банально – предоставлять хороший социальный пакет. Очень важно наличие корпоративного автомобиля. Позиция предполагает разъездной характер работы, а многие сейчас отказываются от личных автомобилей.
-
Если есть возможность в качестве бонуса установить процент от продаж, то такая структура дохода лучше продается кандидатам. У них появляется возможность влиять на свой доход.
-
Нанимать технарей со строительным образованием, но без опыта продаж. Скорее всего это будет достаточно молодой сотрудник, ему будет проще перестроиться на новые задачи.
-
Обратить внимание, если этого еще не сделали, на женщин. Не стоит их недооценивать. Зачастую в отделе проектных менеджеров, где пять мужчин и одна женщина, именно женщина является лидером по результатам.
-
У нас также есть успешный опыт трудоустройства кандидатов с опытом продаж с других рынков. Здесь на первый план выходят их soft skills (обучаемость, гибкость, ориентация на результат). Этот вариант подойдет тем компаниям, где есть хорошая школа проектных продаж, а также наставники, которые могут обучить кандидата, пришедшего из другой сферы. Он, в свою очередь, тоже привнесет что-то новое, свежий взгляд.
Ситуация на кандидатском рынке подталкивает нас к новым решениям, экспериментам. В выигрыше остаются те компании, которые готовы менять свои требования и подстраиваться под текущие реалии.
Наталья Андреева, руководитель группы консультантов, ANCOR